Фронтовые письма.
Это были письма, написанные на тетрадных листочках (в основном в линеечку), листочках из блокнота, на обрывках разной бумаги, даже на обложке школьной тетради, подписанной на иностранном языке и стандартные, почтовые открытки.
Они были написаны простым карандашом и редко, чернилами и простой ручкой. Каждому солдату давали небольшой кусочек карандаша, чтобы умещался в шапку – ушанку или пилотку. Ну а бумага, какая уж придётся. Если письмо написано химическими чернилами, то, наверное, писали в землянке, ну, а карандашом писали на коленке в окопе или на лафете пушки.
Почему так скупо и мало писали? Перечитывая фронтовые письма, удивляешься тому обстоятельству, что в них очень мало чисто военной информации, – все больше, о бытовом, обыденном, личном. Каждое письмо проверено военной цензурой, это видно по штампу с четкой надписью «Просмотрено военной цензурой».
В военные годы письма тщательно проверялись, чтобы в них не просочилась никакой важной информации о расположении и состоянии войск. Даже в письмах своим родным и близким людям, солдат не имел права писать о тяжёлом состоянии армии, отступлении, чтобы не сеять панику, не подрывать боевой дух и веру в Победу. Оно и понятно. Описывать войну в тех кровавых красках, как ее видели бойцы и командиры, запрещалось, по понятным соображениям, военной цензурой.
На каждом листочке написан адрес назначения – Омская область, Бердюжский район, село Бердюжье, - а также стоял обратный адрес - полевая почта… Что же означало это понятие в военное время?
(Вое́нно-полева́я по́чта — почтовая связь, устанавливаемая в действующей армии в условиях ведения боевых действий)
1 июля 1941 года была создана военно-полевая почта. Она находилась в ведении НКС (народный комиссариат связи) СССР и состояла из фронтовых военно-почтовых сортировочных пунктов, военно-полевых баз армий и полевых почтовых станций при штабах отдельных частей. Всё сдвинулось с привычных мест, переехало, поменяло адрес. Миллионы семей оказались разлучёнными.
И только почта могла помочь жителям огромной страны не потерять друг друга. По данным Управления военно-полевой почты, в годы Великой Отечественной войны ежемесячно доставлялось до 70 миллионов писем.
С этого момента условное наименование указанных формирований стало таким — «Войсковая часть полевая почта» с добавлением неповторяющегося пятизначного числа. Например: «Войсковая часть полевая почта 10952» соответствовала 15-й подвижной ремонтной базе 50-й армии. Мой адрес -полевая почта).
«Остаюсь жив и здоров»
Вот письмо – то, военное, на истёршейся по сгибам бумаге – лейтенанта Николая Дмитриевича Иванова. Он родился в деревне Усадище Палкинского района в 1924 году, так что, когда началась война, ему не было и двадцати. Погиб он в 20 с небольшим – за два дня до Победы, 7 мая 1945-го. Его могила – в немецкой Силезии... В картотеке по учёту безвозвратных потерь офицерского состава его должность – командир стрелкового взвода 1106-го стрелкового полка 331-й стрелковой дивизии.
«29 сентября.
Привет с фронта.
Здравствуйте, дорогие родители.
Получил ваше первое письмо, за которое сердечно благодарю.
Да, дождался. Первое письмо, и такое печальное. Жалко папы. За Клаву я мстил и мстить буду проклятым фашистам. Теперь уже осталось немного.
Опишу немного о себе. Из Пскова я эвакуировался 5 июля 1941 г. Нас увезли в г. Кемерово Новосибирской области. Потом я 2,5 месяца работал токарем на заводе в г. Томске. В августе 1942 г. я ушёл в Красную Армию.
Сейчас я нахожусь недалеко от фронта. В боях за Родину был 2 раза ранен. Звание моё сейчас пока что младший лейтенант. Вот пока что всё о себе, остаюсь жив и здоров. С приветом, Иванов Ник. Дм.»
Ещё одно письмо домой он написал в марте 45-го – из госпиталя в Восточной Пруссии. К письму приложена фотокарточка:
«Писать особо нечего, а фотографию прилагаю».
Эти письма хранятся, как драгоценные реликвии, в одной семье, чтобы 70 лет спустя дойти до всё новых и новых адресатов.
|