17 июля 1944 года началась Псковско-Островская наступательная операция, в ходе которой 23 июля и был освобожден Псков.
По замыслу советского командования 42 армия должна была нанести удар по противнику на востоке в направлении пунктов Черняковицы, Клишево. 128-я стрелковая дивизия генерал-майора Д.А. Лукьянова, очистив от врага юго-восточную часть Пскова, должна была форсировать Великую и захватить плацдарм на Завеличье.
Вспомогательный удар планировалось нанести на севере укрепленного района противника, в обход неприступных Ваулиных высот, в направлении Хотца, Верхние Галковичи, Овсище.
376-й дивизии генерал-майора Н.А. Полякова предстояло завладеть Запсковьем, выйти к р. Великой севернее Кремля, форсировать реку и захватить плацдарм на западном берегу.
128-я стрелковая дивизия развернула свой боевой порядок восемью километрами восточнее Пскова. Первый эшелон составляли правофланговый 533-й стрелковый полк (напротив деревень Лажнево и Клишево) и левофланговый 374-й стрелковый полк (напротив деревень Горнево и Бердово). 741-й полк (без первого батальона, выделенного в резерв командира дивизии) находился во втором эшелоне.
В три часа утра 22 июля видя, что немцы ушли из первых траншей, командир 533-го полка подполковник Панин передает приказ штурмовой группе немедленно их занять, и продвигаться дальше, навязывая бой противнику.
Начинается бой с арьергардами противника за деревни Лажнево и Клишево. Особенно мешал при наступлении так называемый «клишевский дот», из которого немцы вели фланговый пулеметный огонь. Отважные разведчики Василий Жуков и Роман Шалобода подползли к доту поближе и закидали его гранатами, заставив фашистских пулеметчиков замолчать. Однако, захватив Лажнево, 533-й полк встретил упорное сопротивление врага и его продвижение вперед временно замедлилось.
Одновременно на сближение с противником двинулся соседний справа от 533-го полка - 374 стрелковый полк.
Наша артиллерия начала обстрел вражеских укреплений от первой линии и дальше. Артиллерийская подготовка была короткой, мощной, ошеломляющей. Своё веское слово сказали гвардейские минометы - прославленные «катюши».
В 6.30 22 июля прорвал оборону противника и перешел в наступление 1252-й стрелковый полк, а через 15 минут после него перешел в наступление и 1248-й полк, занимавший позиции восточнее Псковского озера. Ровно в полдень 1250-й стрелковый полк под командованием А.И. Глушкова завязал бой на северной окраине Пскова.
374-й полк, миновал Крестовское шоссе, задержался возле железнодорожного переезда. «Из развалин завода «Выдвиженец», - вспоминает И.Марков, бывший солдат армейской роты связи,- застрочили пулеметы. Бойцы залегли. Пробовали пойти в обход, но и слева из разрушенного здания вокзала нас встретили огнем. Тогда батальон поднялся в атаку. Грянуло дружное «Ура!»...Захлебнулись вражеские пулеметы, побежали гитлеровцы. И вот я уже на территории завода «Выдвиженец», в первом, пусть разрушенном, но зато освобожденном здании родного города».
Железнодорожный вокзал и пристанционные здания от гитлеровцев освободили подразделения 741-го стрелкового полка.
«С боем давался каждый шаг, - вспоминает И. Марков, - в развалинах домов засели фашисты. Вокруг ни одного целого дома, одни руины... Вот уже развалины гостиницы «Октябрьская». У Летнего сада я остановился, посмотрел на часы. Ровно 9 утра. Мы находимся в центре родного города».
От Летнего сада и Дома Советов воины 374-го стрелкового полка и приданного ему первого батальона 741-го полка, тесня противника, продвигались к реке Великой, под прикрытием плитняковой стены Окольного города и развалин домов на улицах Свердлова, Гоголя, Некрасова, Советской.
Они вышли на восточный берег реки на участке от Георгиевского ввоза до Покровской башни. С Завеличья на них обрушился шквальный огонь фашистских пулеметов, минометов и артиллерийских орудий, но толстые стены, возведенные предками, надежно защищали бойцов от пуль и осколков.
Отходя, фашисты уничтожили мосты и переправочные средства, явно рассчитывая задержать наступление наших войск и выиграть время для передислокации и приведения в порядок своих частей. Но 374-й полк приступил к форсированию реки незамедлительно. Но табельных средств для переправы хватало не всем.
Вот как описывает переправу командир 374-го стрелкового полка К.А. Шестак: «22 июня в 10 часов утра караван самодельных плотов и плотиков взял курс на Мирожский монастырь и церковь Климента. ... Уже к 11 часам утра плацдарм на противоположном берегу был завоеван и прочно удерживался нами».
Из донесения начальника политотдела 128-й стрелковой дивизии П.П. Казьмина: «Исключительные образцы мужества и отваги воины наших частей показали в жарких боях при форсировании реки Великой. Пятая стрелковая рота 374-го полка с ходу бросилась вплавь, используя при этом бревна, доски, снопы сена. Сержант Балдаков с катушкой за плечами переплавился на противоположный берег и дал своевременно связь командованию...»
Красноармеец Самойлов, переправившись на западный берег Великой, из-под носа противника угнал лодку, на которой потом было переправлено много бойцов и техники».
Переправу бойцов 374-го полка через Великую поддерживали мощным огнем 40 орудий 122-го минометного и 292-го артиллерийского полков, дивизион гвардейских минометов, истребительно-танковые батареи.
22 июля, когда начало смеркаться, части 128-й стрелковой дивизии форсировали реку Великую в разных местах. 374-й стрелковой полк, полностью завершив форсирование, продолжил наступательные действия на западном берегу. 741-й полк в тот же день форсировал Великую в районе Профсоюзной улицы и взорванного моста Красной Армии. 533-й полк 23 июля переправился выше железнодорожного моста и в районе Корытово.
В 15.00 22 июля полки 376-ой стрелковой дивизии также вышли на правый берег реки Великой повсеместно от Псковского озера до устья р.Псковы. В ночь с 22 на 23 июля они форсировали ее. В руках противника оставалось только Завеличье. Фланги наступающих дивизий сомкнулись, образовав единый фронт. В первый день наступления наши части продвинулись на 8-10 километров.
В 4 часа утра 23 июля к переправе приступил и 1250-й полк. Флотилия развернутым строем двинулась освобождать Завеличье.
После упорных боев немцы не выдержали и отступили. Славный город земли Русской был освобожден. А вечером 23 июля 1944 года Москва от имени Родины салютовала доблестным частям и соединениям, освободившим древний город на реке Великой, двадцатью артиллерийскими залпами из двухсот двадцати четырех орудий.
Покидая город под мощным натиском войск геройской Красной Армии, немецкие оккупанты спешили разрушить то, что они не успели уничтожать за время своего пребывания в Пскове. Специальными командами факельщиков были взорваны и сожжены наиболее крупные сооружения города. Много дней, не угасая, пылали над Псковом зарева пожарищ, раздавались чудовищные взрывы, рушились стены и перекрытия зданий. В эти дни погибли лучшие сооружения города: Дом Красной Армии, музеи, гостиница, здания семи средних школ (из девяти имевшихся в городе), Здания педагогического и учительского институтов, сельскохозяйственного техникума,фельдшерско-акушерской школы, главное здание больницы, здание театра им. А. С. Пушкина, кинотеатры «Пограничник» и «Молодежный», Уничтожен вокзал и все железнодорожное хозяйство станции Псков-1,а также пристани и плавучие средства речного транспорта. Взорваны оба моста через реку Великую и мост через реку Пскову.
|