Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Февраль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728
Архив записей
Друзья сайта
  • "Ситцевый бал" вКонтакте
  • Студенческое Правительство г.Пскова
  • "ТК "Astra Video"
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » 2017 » Февраль » 10 » Красные соколы
    10:37
    Красные соколы
    • 28 июня 1941 года переправы на реке Великой прикрывал летчик 158 полка, младший лейтенант Петр Харитонов . Харитонов вёл свой первый воздушный бой. Ещё недавно он, уроженец Тамбовской области, работал плотником, а затем с путёвкой комсомола пришёл в авиацию. Молодой лётчик имел мало боевого опыта. Самолёт противника со снижением уходил всё дальше и дальше...

    Харитонов прибавил обороты мотора и решил уничтожить врага любой ценой. Он направил свою машину на самолёт врага - вперёд и вниз. С каждой секундой расстояние между ними сокращалось, до земли оставалось 50 метров, вплотную подойдя к бомбардировщику, винтом ударил по его хвостовому оперению. Обломки вражеской машины упали в лес. Самолёт Харитонова из - за повреждённого винта сильно трясло, было ясно, что далеко на нём не протянешь. Тогда он отыскал площадку для посадки и вскоре благополучно приземлился.

    Оперативная сводка штаба ВВС Северного фронта за этот день отмечалось:

    "Лётчик 158-го истребительного авиаполка Пётр Харитонов, ведя воздушный бой с вражеским бомбардировщиком "Юнкерс-88" в районе юго - западнее Пскова, попал под огонь воздушного стрелка противника. Машина младшего лейтенанта Харитонова получила повреждения, отказали пулемёты. Тогда лётчик подвёл свой истребитель И-16 к хвосту бомбардировщика и воздушным винтом отрубил ему руль высоты. Лишившись управления, фашистский бомбардировщик врезался в землю. Харитонов дотянул до аэродрома и благополучно посадил свою повреждённую машину".

    А вот что вспоминает об этот поединке сам полковник П. Харитонов:

    "Не патроны у меня тогда кончились, а пулемёты не стреляли!.. Патрулирую я на "Ишачке", вижу одиночный Ju-88. Вспомнил совет одного капитана из оперативного отдела: "Бей по наиболее уязвимым местам!"   Атакую и прицеливаюсь по бензобаку. Но не стреляют мои пулемёты. И вдруг - что за чёрт - противник, дымя, идёт на снижение. Перезаряжаю пулемёты и снова атакую. Опять пулемёты молчат, а фашист всё снижается, оставляя за хвостом полосу дыма.

    Догадался я, что включили они форсаж моторов, хотят обмануть меня, имитируют, будто подбит самолёт и вот - вот рухнет. Ну, думаю, не на такого напали. Иду ещё раз в атаку и вижу, что метрах в 50 - 70 от меня выровнялся бомбардировщик и уходит туда, откуда пришёл. Разозлился я страшно и решил таранить.

    Подобрался к хвосту "Юнкерса". Расстояние сокращается с каждой секундой. Сбавил скорость, прикинул, куда ударить получше, и винтом обрубил ему рули глубины. Тут уж бомбардировщик действительно пошёл к земле. Трое из экипажа сгорели, 4-й выбросился с парашютом, его в плен взяли. Он - то и показал: экипаж состоял из опытных асов, за бомбардировку городов Англии и Франции все имели Железные кресты. Ну, а я, как говорится, на родную землю без потерь приземлился. Многому меня научил этот бой..."

    • 28 Июня 1941 года в 4 часа 30 минут утра в штаб 158-го истребительного авиаполка поступило сообщение, что бомбардировщики противника пытаются прорваться к аэродрому. Дежурное звено И-16 Лейтенанта В. П. Иозицы получило приказ на вылет. В районе города Острова на высоте 7000 метров наши лётчики вступили в бой с группой бомбардировщиков Ju-88, который закончился безрезультатно.

    При возвращении младший лейтенант Здоровцев, командир звена 158-го истребительного авиационного полка, обнаружил ещё один Ju-88, который возвращался с задания, и атаковал его. Немецкий самолёт начал резко маневрировать, а стрелки открыли огонь по истребителю.

    Первая атака Здоровцева не удалась. Он сделал маневр и зашёл "Юнкерсу" под фюзеляж. Однако и в этот раз вражеский пилот перехитрил его: Ju-88 вдруг задрал кверху нос и на Здоровцева в упор глянуло дуло крупнокалиберного пулемёта. Огненная трасса пронеслась рядом с кабиной И-16.

    Лишь в третьей атаке Младший лейтенант попал в стрелка - радиста, а в четвёртой добрался и до командира экипажа, но кончился боезапас.

    На глаза Здоровцеву попался хвостовой стабилизатор бомбардировщика. Здоровцев вспомнил о подвиге Харитонова и решил таранить его. Он увеличил обороты двигателя и стал приближаться к бомбардировщику. Он подвёл И-16 под самый хвост "Юнкерса", задрал нос своей машины и винтом ударил по рулю глубины.

    Убедившись, что машина в исправности после маневра, Здоровцев огляделся и увидел, как переваливаясь с крыла на крыло, "Юнкерс" падал на землю. Ещё через несколько секунд рядом с ним вспыхнули два белых облачка. Это выбросились с парашютами немецкие лётчики, на земле они были взяты в плен нашими пехотинцами.

    И-16, несмотря на таран, продолжал слушаться рулей. Сбавив обороты двигателя и используя запас высоты, Здоровцев благополучно вернулся на свой аэродром.

    Вот как рассказывал об этом поединке сам С. И. Здоровцев:

    "Когда вражеский самолёт пролетел около аэродрома, я поднялся в воздух. Мой самолёт быстро набрал высоту, и я погнался за "Юнкерсом". Экипаж фашистского стервятника заметил преследование и стал уходить вверх. Догоняя его, я удалился от своей базы на 100 километров. Одновременно я достиг высоты свыше 5000 метров. Стало трудно дышать. Пришлось включить кислород. На высоте 6000 метров я настиг гитлеровских молодчиков и вступил с ними в бой. Несколько раз я атаковал бомбардировщик, но он продолжал лететь. Сделал ещё один заход. Дал очередь. Хотел ещё раз стрельнуть, но пулемёты молчали. Оказалось, что вышли все патроны. Это было в тот момент, когда моя машина находилась в 80 - 100 метрах от хвоста вражеского бомбардировщика...

    Увеличиваю газ. Расстояние, отделяющее меня от врага, уменьшается. Вот уже осталось два, один метр до хвостового оперения самолёта противника, но преодолеть их не могу. Делаю последнее усилие регулятором оборотов, увеличиваю шаг винта. И вот пропеллер моего "ястребка" уже под хвостом "Юнкерса". Начинаю легонько задирать хвост истребителя.

    Мой самолёт ударил винтом по хвосту "Юнкерса" и срезал его рули поворота. Вторым приёмом я отрубил у врага рули глубины. Бомбардировщик потерял управление и камнем полетел вниз. Два немецких летчика выбросились с парашютами. Они были захвачены в плен нашими наземными войсками.

    Сбив противника, я почувствовал, что мой истребитель сильно вздрагивает. "Повреждён винт", - подумал я и остановил обороты. Пользуясь запасом большой высоты, я начал планировать в сторону аэродрома. Так пролетел свыше 80 километров и благополучно прибыл на свою базу..."

    Таран Здоровцева оказался 2-м в истории 158-го истребительного полка. Накануне, 27 Июня, первый таран совершил Младший лейтенант Пётр Харитонов, а 29 Июня - Младший лейтенант Михаил Жуков. Они, так же как и Здоровцев, уничтожили этим способом фашистские бомбардировщики Ju-88.

    • 29 Июня 1941 года младший лейтенант М. П. Жуков, лётчик 158-го истребительного авиационного полка, дежурил на аэродроме. День выдался напряжённый - уже 12 раз лётчикам пришлось побывать в воздухе, 13 фашистских самолётов сбили они в тяжёлых боях.

    Вдруг на горизонте показалось 12 вражеских бомбардировщиков Ju-88. В составе 8 истребителей И-16 он вылетел на перехват. Решительной атакой наши лётчики нарушили строй врагов. Те начали беспорядочно сбрасывать бомбы и разворачиваться на свою территорию.

    Но один "Юнкерс" решил незаметно прорваться к аэродрому и сбросить на него бомбы. Жуков устремился за ним. Немецкий стрелок открыл огонь, но несколькими очередями Михаил заставил его замолчать. Следующей очередью он поджёг немецкий бомбардировщик, который задымил и стал снижаться. Жуков догнал его, подошёл сзади на расстояние 50 метров, но орудия отказали. Тогда Жуков решил пойти на таран. Он бросил свой истребитель в пике на врага.

    Немецкий пилот оказался в тяжёлом положении: внизу хмурая свинцовая поверхность Псковского озера, сверху - наседающий "ястребок". Пытаясь скрыться, "Юнкерс" упал в Псковское озеро и скрылся в его пучине, а Жуков произвёл посадку на своём аэродроме. Это был его 3-й боевой вылет.

    8 Июля 1941 года П. Т. Харитонову, С. И. Здоровцеву и М. П. Жукову было присвоено звание Героя Советского Союза.

    Юрий Дудон

    Просмотров: 669 | Добавил: Zeta_Lon | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar